В Киргизии 25 сентября 2011 официально стартовала предвыборная президентская кампания. Началась она с череды громких скандалов. Поводом для возмущения некоторых политиков, объявивших о своих президентских амбициях, стал отсев претендентов со стороны республиканского ЦИКа и госкомиссии по языку.
Исходя из тревожных условий, 27 сентября в Бишкеке состоялось первое заседание Совета обороны, который пришел к выводу, что в целом ситуация пока остаётся относительно стабильной, но в любой момент может осложниться в результате некорректной борьбы претендентов на высший государственный пост. В случае выхода на финишную прямую кандидатов от севера и юга республики, обстановка может накалиться вплоть до открытого противостояния соответствующих кланов.
Деструктивные силы, особенно представители “дома Бакиевых” и главы южного наркосиндиката, очень хорошо понимают, что президентские выборы этого года – для них последняя возможность окончательно похоронить республику и превратить её в средневековую вотчину сиятельных ханов. Или попытаться расколоть надвое.
В связи с этим представляется уместным подчеркнуть заметно возросший профессионализм местных чекистов, усиливающих активность по отслеживанию нарастающей опасности радикально настроенных элементов на фоне приближающихся выборов.
Я не хочу поддаваться иллюзиям и считать, что одно ведомство, пусть даже и такое могущественное, может уберечь государство, раздираемое трайбализмом, от возможного взрыва. Лавину киргизского бунта не остановить никакими пулемётами. Но тот факт, что именно ГКНБ накануне ошской трагедии 9 (!) раз предупреждал Временное правительство о надвигающейся угрозе этнического безумия, говорит о многом. Как минимум вызывает уважение к отточенной оперативности налаженных каналов информации и позволяет покончить с неопределенностью мнений, существующих в умах киргизстанцев относительно статуса этой военизированной организации.
В истории комитета те призывы к разуму членов ВП так и остались горькой страничкой, когда политика отторгла на второй план жизнь тысяч людей, придавив их могилы тяжёлым камнем стратегии “рисков социального эксперимента”.
Между тем выборы президента (по совместительству - главная интрига года) намечены на 30 октября. Безусловным фаворитом гонки считается вышедший на время выборов в отпуск премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев. Такого мнения придерживается большинство экспертов, общественных деятелей и депутатов парламента. По крайней мере, на севере республики А. Атамбаев получил поддержку почти всех жителей региона. Бишкек в подавляющем большинстве также отдаёт ему свои предпочтения.
Тем не менее, довольно сложно прогнозировать его победу в первом туре. Шанс и достаточный политический вес у него, конечно же, есть. Но второй тур (если он станет необходимым) для А. Атамбаева может оказаться проблематичным. Дело в том, что тогда ему будет выставлен единый соперник от южных кланов, которые в “последнем и решительном бою” традиционно сплотятся и выступят монолитной силой. Впервые в истории страны результат выборов непредсказуем.
Наш “осенний марафон” может стать первым в Средней Азии, где лидирующий кандидат не сумеет одержать сокрушительную победу – именно такой расклад событий удовлетворит все заинтересованные стороны вместо нечестной игры.
Если обратиться к списку кандидатов в президенты и разделить его на две части в соответствии с исторически сложившейся спецификой противоборства между севером и югом страны, то на наш взгляд вырисовываются три наиболее сильные политические фигуры, способные к реальному оппонированию и динамичному продвижению собственных интересов. О представителе севера мы уже упомянули – это Алмазбек Атамбаев. Южан представляют два мощных и раскрученных политика Киргизии: Камчибек Ташиев и Адахан Мадумаров.
Отсюда следует самый вероятный сценарий выборов – схватка между трёмя наиболее возможными претендентами: Алмазбеком Атамбаевым, Камчибеком Ташиевым и Адаханом Мадумаровым.
Анализ предвыборных программ этих кандидатов в президенты подводит к мысли, что за аморфными фразами стандартной процедуры патриотических обещаний все трое, так или иначе, тяготеют к сильной президентской модели государства. Правда, у А. Атамбаева продуктивнее и профессиональнее разработан социальный пакет предложений в сфере экономических реформ. Решение Кабинета министров о повышении заработной платы бюджетникам представляется не чем иным, как уже реализованной частью его предвыборной платформы. В целом ожидается, что следующий президент попытается сконцентрировать власть в своих руках.
Это созвучно размышлениям многих киргизстанцев, которые считают, что парламентаризм не только не имеет будущего в нашей стране, но и крайне губителен для её настоящего. При таком безнадёжно-неисправимом господстве ментальных конструкций родоплеменного уклада и вопиющем социальном неравенстве Киргизстану просто необходимо единоначалие. Вопрос только в том, где найти честного и справедливого президента. Увы, это повсеместный призыв из классики вечного Шекспира.
И поэтому особую остроту приобретают индивидуальные качества рассматриваемых персоналий. А они ох, какие разные. А. Мадумаров и К. Ташиев – фигуры колоритные, интенсивно выраженные националисты, предвыборная риторика на грани всем известного национал-социализма. За ними в основном стоят капиталы семьи свергнутого президента К. Бакиева и частично владельцев южного наркотрафика. На севере, например, в Бишкеке и Чуйской долине, шансы у них мизерные. Если второй тур выборов все-таки состоится, то совершенно очевидно, что разразится борьба между северными и южными политическими фракциями с возможным вариантом мобилизации жителей. В прошлом году А. Мадумаров собрал толпу в центре города Ош после провала на парламентских выборах.
К. Ташиев в свою очередь также подчёркнуто, без полутонов предупреждает о потенциальной дестабилизации, которая спровоцирует разделение страны на юг и север из-за “несправедливых выборов”. Но вся соль момента сокрыта в других вещах. Лидирующим кандидатам придётся побороться за поддержку узбеков на юге. В этом суть. Поскольку А. Мадумаров и К. Ташиев не имеют влияния среди этнических меньшинств, у А. Атамбаева есть все шансы заручиться их “добром”.
Алмазбек Атамбаев без принуждения и очень даже естественно позиционирует себя как интернационалист, и этот факт переоценить невозможно. Как хотите, но провозглашённый когда-то мирный и красивый лозунг первого президента Киргизии Аскара Акаева “Киргизстан – наш общий дом”, сегодня актуален как никогда. Именно потому, что призывы К. Ташиева и ему подобных лидеров, в основном ёмко умещаются в обратном тезисе А. Мадумарова: “Киргизстан – дом киргизов, а все остальные здесь квартиранты”.
За это господам Ташиеву и Мадумарову, конечно, отдельное спасибо от всех восьмидесяти наций, которые по наивности полагали, что живут в своей стране. Оказывается, заблуждались.
И ведь невдомёк этим умникам, что рубят они сук, на котором сидят. Вопрос-то можно рассматривать шире и совсем в другой плоскости. Если “Киргизия – дом для титульной нации”, то пусть тогда все трудовые мигранты уезжают из России и Казахстана на землю обетованную, в тот рай, который им предлагают ташиевы и мадумаровы. Киргизстан только на переводах от гастарбайтеров “зарабатывает” более двух миллиардов долларов в год, т.е. фактический размер республиканского бюджета. Так что это не политика. Тем более со стороны персон, претендующих на должность президента многонациональной страны. Это болтовня ворчливой старушки, торгующей на базаре семечками.
Джордж Оруэлл как-то однажды грустно заметил, что само понятие объективной правды постепенно исчезает из мира. Ложь остаётся в истории.… Во времена всеобъемлющей лжи сказать правду становится революционным актом.
Давайте на секунду представим, что случится, если к власти придёт К. Ташиев или А. Мадумаров?
Произойдёт государственное одичание Киргизстана. Мгновенно будет создано моноэтническое государство – только для одной нации. Чтоб не было рядом “негров, малайцев и прочего сброда”. А в нашей ситуации - русских, узбеков, корейцев, уйгуров.… Все - вон! Напряжённое противостояние “север - юг” будет доведено до катастрофы. Возникнет угроза гражданской войны. Государственное управление будет уничтожено, властная вертикаль размыта, парализована и, в конечном счете, низвергнута. Никакой вменяемой экономики – всё будут решать на местах кланы, наотмашь, шашкой сплеча. Возникнет кризис внутренней и внешней политики, изоляция Киргизстана на международной арене и уход последних зарубежных инвесторов. Жестокие, в духе мрачной инквизиции репрессии против инакомыслящих и повальные аресты бывших членов временного правительства станут каждодневной явью. Грядёт новая конституционная реформа с возвратом к тоталитарно-президентской форме правления. В общем, родоплеменной коммунизм с феодальным привкусом. И Курманбек Салиевич Бакиев покажется ангелом.
На этом фоне действующий премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев представляется безальтернативной фигурой, имеющей очень высокий шанс победить на выборах. С точки зрения интересов республики, да и с позиции здравого смысла, в создавшихся условиях лучшего претендента трудно себе представить.
Алмазбек Атамбаев – политик не местечкового, а государственного уровня. Он здраво оценивает ситуацию и прекрасно понимает, что наличие значительных внешнеэкономических и внешнеполитических барьеров на пути развития республики делает практически невозможным её полноценное экономическое развитие. Поэтому и мечтает о совместных крупномасштабных проектах с Россией. А. Атамбаев говорит о том, что заново воссоздать СССР мы не сможем, но можем вернуть традиции интернационализма, и эта искренность подкупает практически всё прогрессивное население страны. Принципиальный и трезвомыслящий кандидат в президенты, упорно отстаивающий позиции реального этнического равенства всех наций Киргизстана. И гнёт он эту свою политическую линию постоянно. Так что выбор Москвы на сей раз - безошибочен, и южные кланы с этим уже фактически почти смирились.
Тем не менее, Бишкеку следует кардинально пересмотреть практически все современные внешнеполитические предпочтения, в первую очередь изменить курс “многовекторности” в пользу стимулирования двусторонних связей, прежде всего с ключевыми соседями. Сегодня республика остро нуждается в могучем партнёре, заинтересованном в восстановлении традиционных экономических связей на всем постсоветском пространстве. Очевидно, что именно Россия в такой ситуации – наиболее естественный исторический союзник Киргизстана, способный возложить на себя миссию гаранта безопасности нашего небольшого государства, избегая при этом соблазна излишне манипулировать Бишкеком. И Алмазбек Атамбаев осознаёт сей момент достаточно глубоко.
Что касается вероятного преемника А. Атамбаева, то на его место стремится первый вице-премьер, 41-летний О. Бабанов. Человек он крайне амбициозный, к тому же прославившийся рейдерскими захватами российской собственности под священным флагом “национальных интересов Киргизстана”. В определённых кругах российской элиты это вызвало явно негативную реакцию, да и местное бизнес сообщество не в восторге от неуёмных аппетитов этой “честнейшей персоны”.
На время предвыборной кампании он будет замещать главу правительства, что уже вызывает народное недовольство и грозит некоторым снижением рейтинга А. Атамбаева, который в интересах сохранения статус-кво правительства пока не предпринимает решительных мер в адрес своего “бойкого” заместителя. Особое беспокойство у населения республики вызывает якобы существующая договоренность между А. Атамбаевым и О. Бабановым, согласно которой в случае избрания первого на должность президента второй автоматически становится премьер-министром.
Между тем, О. Бабанов не популярен не только среди простых избирателей, но и значительной части киргизского истеблишмента. Многочисленные скандалы, связанные с особой этого напористого политика и изворотливого бизнесмена, вызваны обвинениями в том, что г-н Бабанов, мягко говоря, отождествляет государственные интересы с личными.
Так что кресло под ним уже изрядно пошатывается. Вряд ли коммерческому кронпринцу от политики удастся приватизировать всю Киргизию. И уж очень сомнительно, что парламент утвердит его на посту премьер-министра. Тем более, если президентом страны станет поддерживаемый Россией А. Атамбаев. Однако если сопротивление депутатов преодолеть всё же не удастся, то не исключён роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. А это – очередной виток напряжённости и повод для нагнетания внутриполитической нестабильности…
Упаси и сохрани нас, владыка небес, от новых слёз и потрясений!
Борис 06 октября 2011 15:00
Я рискну предположить, что для современного Киргизстана все прогнозы о возможном победителе в борьбе за президентское кресло – сегодня уже не более чем «мелочи жизни». Победит ли Атамбаев, Ташиев, Мадумаров или кто другой из двух десятков претендентов, это мало что изменит в общей тенденции развития страны. К сожалению, историческая судьба киргизов такова, что им не суждено было сложиться в единую нацию в научном понимании этого слова. Киргизы остановились в своем развитии на этапе родоплеменного общества. Связав свою историческую судьбу с Россией, они после октября 1917 года попали в СССР, который дал им государство и возможности расстаться со своим родоплеменным прошлым, но жизни двух поколений недостаточно для коренных изменений в этой сфере. Наличие у большинства киргизов, в том числе у молодежи, родоплеменного менталитета – это та объективная реальность, которая сегодня предопределяет не только президентские выборы, но и дальнейшее политическое развитие Киргизстана, который, увы, оказался на пути неуклонной деградации с большим риском раскола страны не только на север и юг, но и на отдельные территории, управляемые родовыми князьками или полевыми командирами, как в Афганистане. Нет абсолютно никакой гарантии, что очередной избранный народом президент, тот же северянин Атамбаев или южанин Мадумаров, как и его предшественники, в силу своего родоплеменного менталитета не раздаст ключевые должности в государственном аппарате близким и не очень близким родственникам, не продаст посты и должности тем, кто хорошо заплатит, не отберет у нынешних владельцев доходный бизнес под видом национализации. Казалось бы, новый президент не должен наступать на те же грабли, о которые споткнулись двое его предшественников. Но в этом случае у нового президента должен быть совершенно иной менталитет, что весьма маловероятно. Естественно, представители других кланов не станут долго терпеть у государственной кормушки вновь избранного президента и его людей. И очередная «народная революция», а по сути очередной клановый переворот постучится в дверь Киргизстана. Клановые перевороты могут участиться. Ведь все увидели, как относительно легко отогнать от кормушки очередной зажравшийся клан. Достаточно привести к Белому Дому пару тысяч оплаченных молодцов, к которым наверняка присоединятся на добровольной основе всевозможные авантюристы. Наученные опытом апрельских событий, рядовые силовики откажутся стрелять по «революционерам», их командиры не станут отдавать приказы открывать огонь, а предпочтут ретироваться и не защищать представителей свергаемой власти. Впрочем, где гарантия того, что после поражения на предстоящих президентских выборах проигравший кандидат не захочет пойти по уже проторенной дорожке, не откладывая это дело в долгий ящик? Вот такая селяви у нас в Киргизстане по большому счету, а все остальное, в том числе и предстоящие выборы президента, – это всего лишь «мелочи жизни». Отправить комментарий